Словарь

Всестороннее развитие личности – идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во многих философских педагогических системах. Принцип В.р.л. являлся одним из ведущих и в теории коммунистического воспитания, но в практике часто носил формализованный и декларативный характер. Наиболее часто всесторонне развитый человек характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельности. В.р.л. осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвития личности, её приобщения к культурным ценностям. В.р.л. может полноценно осуществляться только в тех обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой. Концепция В.р.л. приходит в определённое противоречие с научно-техническим прогрессом, который требует высокообразованных специалистов в какой-либо одной сфере науки и практики. Но это противоречие снимается, если понимать В.р.л. как способность сочетать общественно полезную производительную деятельность с исследовательской, культуросообразующей.

 

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания.

 

Гуманистическое воспитание – воспитание, в основе которого – опора на мотивационный компонент психики, либо на уже имеющуюся установку и мотивацию (свободное воспитание), либо производится предварительная работа по формированию мотивации и установки (ненасильственное воспитание).

 

Гуманитаризация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где

П.д. - неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности

 

Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого).

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

 

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. Средствами И.о. могут выступать индивидуальные и групповые задания; формы организации классной учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. В качестве компонентов И.о. на всех этапах обучения выступают контроль и самоконтроль. Одной из форм И.о. является программированное обучение; новые возможности для осуществления И.о. открывает внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий.

 

Коллективное творческое дело (КТД) имеет главной целью создание наиболее благоприятных условий для выявления и развития творческих задатков у детей. Это особая форма сценического действия, позволяющая соединить учебные знания с личностью ребенка, представить их образно, обогатить программный материал, повысить познавательную активность школьников. В ходе подготовки и проведения КТД классный коллектив совершенствует межличностные отношения, создается обстановка общей увлеченности и творчества. КТД лучше проводить в общешкольном масштабе. Следует учитывать, что КТД рекомендуется как образец. Можно использовать дополнительный материал, привлекать большее количество участников.

 

Личностный подход – уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

 

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Профессиональные О. п. направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой О.п. устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

 

Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. П.т. предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

 

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

 

Проектирование в образовании – это процесс выращивания новых форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления различных участников образовательного пространства.