Материалы и методики работы

В качестве основного психолого-педагогического метода, способствующего развитию детской одаренности, нами избрана проектная технология. Проекты могут решать как обучающие, так и воспитательные задачи и быть различными по своему содержательному направлению. Для каждого из видов одаренности нами предлагаются различные проектные идеи, которые могут быть реализованы на конкретных целевых группах.

 

Общая одаренность

Данный вид одаренности предполагает высокое интеллектуальное развитие без дифференциации способностей в какой-то отдельной области знаний. Для поддержки детей и подростков с данным видом одаренности может быть предложена технология интеллектуальных игр.

Диапазон интеллектуальных игр необычайно широк, но суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека.

Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество - синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку. Интеллектуально-творческая деятельность участников интеллектуальной игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа решения. Кроме того, непредсказуемость делает интеллектуальную игру совершенно специфической формой познавательной творческой деятельности.

Одним из наиболее популярных видов интеллектуальных игр является спортивное «Что? Где? Когда?». Спортивное «Что? Где? Когда?» (ЧГК) – командная игра, в которой команды соревнуются в умении находить правильный ответ на поставленный перед ними вопрос за ограниченное время. Цель команды в процессе игры - ответить на большее число вопросов, чем ее соперники.

Эта игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить.

Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.

В 2004 году Центр по работе с одаренными детьми «Дар» Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону применил технологию использования интеллектуальных игр в работе с одаренными детьми, был инициирован проект «Городской интеллектуальный клуб старшеклассников “Что? Где? Когда”». На сегодняшний день в данном проекте ежегодно участвует более 40 команд образовательных учреждений города, а за время существования клуба его членами были более 3000 одаренных учащихся.

С более подробной информацией о возможностях участия в интеллектуальных играх можно познакомиться на сайте Центра по работе с одаренными детьми «Дар» (www.rostovdar.tmweb.ru) в разделе ГИКС «Что? Где? Когда?».

 

Предметная одаренность

Данный вид одаренности предполагает наличие способностей в определенной предметной области (математика, химия, иностранные языки и т.п.). Данный вид одаренности коррелирует с академической успешностью учащегося по одной или нескольким учебным дисциплинам.

В качестве проектных инициатив, ориентированных на предметную одаренность могут быть предложены:

  1. Многопредметные и межпредметные олимпиады

Примером межпредметной олимпиады, реализуемой в Ростове-на-Дону, может быть межпредметная олимпиада «Эрудит», которая проводиться ежегодно вот уже 16 лет. «Эрудит» – уникальное явление для образовательного пространства города. В олимпиаду включены девять предметов, объединенных в три предметные области: «Природа», «Мир человека» и «Логика и точность». Все задания здесь имеют междисциплинарный характер и ориентированы на умение применить знания на практике. Межпредметная олимпиада «Эрудит» проходит в два этапа: первый – индивидуальный тур – представляет собой письменный ответ на вопросы олимпиады, выбранные каждым участником в соответствии со своими интересами и уровнем знаний в той или иной области. Второй тур – командный. Во втором туре команда устно отвечает на все вопросы, подготовленные членами жюри различных областей знания. По итогам олимпиады определяется победители в личном и командном зачетах: команда-победитель и учащийся, набравший максимальное число баллов, который получает звание «Эрудит года» и золотую конфедератку, символизирующую высокий интеллектуальный уровень победителя. Более подробная информация об олимпиаде «Эрудит» - на сайте Центра «Дар» (www.rostovdar.tmweb.ru) в разделе «Эрудит».

  1. Научно-практические конференции по различным областям знания

Ярким примером научно-практической конференции по различным областям знания является Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова, которая проходит в Ростове-на-Дону вот уже 38 лет. Молодыми исследователями могут стать: учащиеся 8-11 классов (не старше 18 лет) общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, учреждений дополнительного образования, учреждений начального профессионального образования города и области, а также других субъектов Южного федерального округа. Программа конференции предусматривает защиту исследовательских работ и проектов по различным направлениям современного научного знания. Подробная информация по условиям участия в конференции, а также заполнение заявки, работы и тезисов находится на сайте http://dtdm-rostov.ru/danui/conference

  1. Командные игры по учебным дисциплинам

Примером такого направления проектной деятельности, ориентированной на учащихся с предметной одаренностью, является проект «Путешествие в страну знаний» Центра по работе с одаренными детьми «Дар». Данный проект был инициирован в 2008 году с целью формирования профессионального самоопределения старшеклассников. «Путешествие в страну знаний» представляет собой серию предметных игр по математике, химии, информатике, истории, литературе и психологии, итогом которых в конце учебного года становится финальная гала-игра «Ума-палата». Реализацию данного проекта поддерживают многие факультеты Южного федерального университета в качестве членов жюри проекта. С информацией о программе проведения и сроках предметных игр можно познакомиться на сайте Центра «Дар»: www.rostovdar.tmweb.ru

 

 

Художественная одаренность

Под художественной одаренностью понимаются особые способности детей подростков в области искусств: живописи, хореографии, вокале, литературном творчестве и актерском мастерстве. По каждому из данных направлений существует большое количество программ, направленных на сопровождение и развитие художественной одаренности. О возможностях кружковой работы, являющейся одной из распространенных технологий сопровождения детской одаренности, можно узнать на сайте Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону. На работе с детьми и подростками, обладающими способностями в хореографии, вокале и живописи специализируется Художественный отдел Дворца творчества (http://dtdm-rostov.ru/artistic/), сопровождением детей с музыкальными способностями (игра на различных музыкальных инструментах, вокал) занимаются педагоги Музыкальной студии Дворца творчества (http://dtdm-rostov.ru/music/).

Одним из направлений работы Центра по работе с одаренными детьми «Дар» является сопровождение детей с актерскими способностями и обладающими талантами в области литературного творчества. Работа с этими группами учащихся осуществляется в рамках литературно-театрального клуба. Основными направлениями деятельности клуба являются: постановка спектаклей, проведение поэтических вечеров, публикация произведений в молодежном Интернет-журнале «Дерзай» (http://derzay-rnd.ru/). Более подробная информация о клубе – на сайте Центра «Дар» (www.rostovdar.tmweb.ru) в разделе «Литературный клуб».

Еще одним направлением работы Центра «Дар» с художественно одаренными учащимися является Молодежный фотоклуб «КОМ-ПОЗИЦИЯ», в рамках которого учащиеся знакомятся с различными аспектами фотоискусства, а также имеют возможность принять участие в различных фотовыставках. Подробнее – на сайте Центра «Дар»(www.rostovdar.tmweb.ru) в разделе «КОМ-ПОЗИЦИЯ».

 

Спортивная одаренность

Поддержкой детей со спортивной одаренностью в нашей стране занимаются многие организации, подготавливающие юных спортсменов: это и многочисленные школы олимпийского резерва, спортивные секции и клубы. Во Дворце творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону работой с данной категорией детей занимаются педагоги Военно-патриотического отдела, в котором реализуются дополнительные образовательные программы для детей, проявляющих способности в области единоборств, шахмат, спортивного ориентирования. Подробное описание данных программ, результатов воспитанников и возможностях реализации данного направления работы содержится на сайте дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону: http://dtdm-rostov.ru/patriot/

 

 

Социальная одаренность

К социальной одаренности принято относить способности в области лидерства, социального проектирования, общественной деятельности. К проектам, направленным на развитие социальной одаренности могут быть отнесены проекты Ростовского союза детских и молодежных организаций:

  • Социально-образовательный проект «Академия успеха»

  • Социально-образовательный проект по развитию школьного ученического самоуправления «Территория РОСТа»

  • Городская лига добровольцев

  • Городская экологическая лига

  • Молодежное движение «Милосердие»

Более подробную информацию о данных проектах можно узнать на сайте http://dtdm-rostov.ru/crdimsi/.

Также на базе Центра по работе с одаренными детьми «Дар» существует Молодежный клуб «Добровольческая служба», цель которого – формирование смысложизненной стратегии активного социального поведения молодежи. Более подробно о кубе - на сайте Центра «Дар» (www.rostovdar.tmweb.ru).