Информация о мероприятиях

Информация о готовящихся и проведенных мероприятиях.

 

Проведенное практико-ориентированное мероприятие по направлению «Художественно-эстетическое» - интегрированный мастер-класс «У встречных путей Прошлого и Будущего».

В феврале 2012 года, Жанной Юрьевной Кара, к.психол.н, доцентом кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии ЮФУ, Людмилой Валентиновной Куприяновой, учителем высшей квалификационной категории русского языка, литературы и мировой художественной культуры МБОУ СОШ № 64, методистом отдела филологии и искусства ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО; Еленой Владимировной Омельяненко, к.пед.н, доцентом кафедры изобразительного искусства, факультета изобразительного искусства ПИ ЮФУ, Михаилом Адольфовичем Фуксманом, кандидат искусствоведения, музыковед, доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, был проведён интегрированный мастер-класс «У встречных путей Прошлого и Будущего», посвящённый творчеству поэта-футуриста Велимира Хлебникова, который является частью международного арт-проекта «Вдохновлённые Велимиром» в рамках которого Донская государственная публичная библиотека организовала работу выставки «Хлебников и современное искусство». Художественная выставка и стала площадкой, на которой разворачивалось действие мастер-класса. Инициатором проекта являлся ФГАОУ ВПО «ЮФУ» осуществляющий данное действие в рамках работы «Южного Регионального Центра развития одаренности ЮФУ» под эгидой федерального проекта «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одарённости у детей и подростков на базе центра при крупном университете, расположенном в Южном или Северо-Кавказском федеральном округе» в разделе проведения мероприятий художественно-эстетического направления - художественная мастерская «Как прекрасен этот мир».

Данное мероприятие носило характер открытого урока (интегрированный мастер-класс) с участием школьников г. Ростова-на-Дону (МБОУ СОШ № 64), наглядное объяснение и демонстрация методов, технологий и способов работы для учителей и преподавателей, средних (общих), специализированных (РХТ им. Б.М. Грекова) и высших учебных заведений обычного и специализированного типа (ФГАОУ ВПО «ЮФУ»).

В рамках мастер-класса была проделана интересная работа, где рассматривались разные направления художественно-эстетического развития: психологический, литературный, художественно-изобразительный и музыкальный аспекты.

В мастер-классе приняли участие:

- учащиеся старших классов и учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64 города Ростова-на-Дону (МБОУ СОШ № 64);

- учащиеся очно-заочной школы одарённых детей Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ростовской области «Областной центр дополнительного образования детей» (ГБОУ ДПО РО ОЦ ДОД);

- студенты Ростовского художественного техникума имени М.Б. Грекова;

- студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВПО «ЮФУ»);

- слушатели краткосрочных курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы Ростовской области, обучающиеся в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО РО ИПК и ППРО) по программе «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России в процессе изучения курса “Основы православной культуры”»;

- слушатели свободного посещения.

Основными целями проведения интегрированного мастер-класса являлись: духовно-просветительские и ознакомительные задачи участников мастер-класса с эпохой «серебряного века» в области литературной, художественно- изобразительной, музыкальной в их целостной взаимосвязи в восприятии, с дальнейшей возможностью к побуждению, проявлению и развитию определённых личностных способностей.

Программа мастер-класса «У встречных путей Прошлого и Будущего» включала:

  1. Обзор выставки «Хлебников и современное искусство».

  2. Слово о «серебряном веке» русской культуры.

  3. Театрализованное представление поэтов «серебряного века».

  4. Чтение, анализ и истолкование стихов Велимира Хлебникова в контексте русского литературного футуризма.

  5. Знакомство с отрывками из музыкальных произведений (академический авангард), соотносимых с творчеством В. Хлебникова типологически (по способу художественного освоения действительности).

  6. Искусствоведческий комментарий к презентации работ русских художников-футуристов.

  7. Создание в интерактивном режиме арт-продукта (иллюстрации) на основе прослушанных стихов Велимира Хлебникова и по предложенной теме «Будущее моё и России».

  8. Подготовка и исполнение «хорового» сочинения на стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом» (хепенинг).

  9. Рефлексия мастер-класса.

В результате проведения мероприятия были сформулированы некоторые выводы, что при проведении тематического интегрированного мастер-класса образуемая предлагаемая действительность прежде всего воздействует на личность как на целостность, вызывая у нее определенную личностную реакцию, определенную установку, ложащуюся в основу последующего поведения личности. Предполагается, что у творца своеобразной является именно данная целостно-личностная реакция, отличная от реакции, возникающей в этих же условиях у обычного человека. Индивидуум, находящийся в такой творческой среде, способен активно изменять свой творческий потенциал, проявлять и развивать свои индивидуальные способности.

В апреле 2012 года, Жанной Юрьевной Кара, к.психол..н, доцентом кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии ЮФУ и Еленой Владимировной Омельяненко, к.пед.н, доцентом кафедры изобразительного искусства, факультета изобразительного искусства ПИ ЮФУ, был проведён семинар для преподавателей и специалистов высшего и общего образования по проблемам развития одаренности у детей, подростков и студентов «Образы эпохи: одаренность - дар или испытание» (художественно-эстетический профиль).

В рамках семинара были представлены материалы, где рассматривались разные направления художественно-эстетического развития: психологический и художественно-изобразительный аспекты.

В работе семинара приняли участие преподаватели и специалисты высшего и общего образования города Ростова-на-Дону и разных городов Ростовской области, Ставропольского края, Краснодарского края, Чеченской Республики.

Задачи, поставленные и рассмотренные на семинаре «Образы эпохи: одаренность - дар или испытание» (художественно-эстетический профиль) перед преподавательским составом состояли в том, чтобы:

- Теоретически изучить проблему обучения одаренных и художественно одаренных детей, с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми.

- Ознакомить слушателей семинара теоретическими основами понятий: творчество, искусство, художественная одаренность, одаренный ребенок.

- Сформировать у руководителей и педагогов системы высшего и общего образования представление о развитии теоретических представлений об одаренной личности как едином поступательном процессе, выделить его основные векторы и тенденции, узловые точки, влияющие на него факторы и конкретные теории как взаимосвязанные составляющие этого исторического процесса, характеризующиеся собственным развитием.

- Развивать художественный вкус, расширять общий творческий потенциал слушателей семинара.

- Научить применять диагностический раздаточный материал для самодиагностики и выявления творческой одарённости учащихся.

- Рефлексия.

Программа семинара «Образы эпохи: одаренность - дар или испытание» (художественно-эстетический профиль) представляет собой два блока, состоящих из теоретического информационного материала и нескольких упражнений:

Первый блок: «Эмоции и образ». Данный блок включает в себя общий, краткий обзор, содержащий основные психологические факторы (определение, свойства, функции, компоненты, группы). Показываются и разбираются эмоции передаваемые художниками в своих произведениях: прочитать, понять эмоцию персонажа, объяснить её; понять и рассказать о стремлении автора, о его эмоциональном состоянии, вкладываемом в произведение.

В практической части Первого блока слушателям семинара предлагается выполнить упражнения по темам «Эмоции и образ»: упражнение № 1 «Определи эмоцию», упражнение № 2 «Создай виртуальный портрет с определенной эмоцией», упражнение № 3 «Перевертыши».

Второй блок: «Равновесие» - включает в себя краткий обзор с позиции психофизиологии (определение, свойства, функции, компоненты, группы). Рассматриваются постоянные изменения функциональной асимметрии мозга у детей, и научные исследования это подтверждают. За счёт спонтанных переключений пока частично изолированных латеральных функций правого и левого мозга происходит нарушение согласований межполушарных взаимодействий. Анатомические особенности незрелости мозолистого тела, по сути, не являются только функциональными, хотя и могут определять функциональные различия. Наблюдаются изменения, как в темпах, так и структурных характеристиках созревания центральной нервной системы и особенностях латеральности современных детей.

Известные люди — амбидекстеры: Леонардо да Винчи, академик Андрей Сахаров, Владимир Даль, Никола Тесла, Мария Шарапова, Майкл Анджело Батио.

В практической части Второго блока предлагаются слушателям семинара, например, такие упражнения на функциональные уравновешивания двух полушарий головного мозга: упражнение № 4 «Бабочка», упражнение № 5 «Выяви ведущую руку», упражнение № 6 «Напиши фразу».

Проанализировав результаты проделанных упражнений (со слов слушателей – 65 %), можно сделать общий вывод о незнании участников своего ведущего полушария и, соответственно, и о своих потенциальных творческих возможностях.

Поэтому, актуальным вопросом является вопрос диагностики художественных способностей. На данный период времени не существует единого блока методик, позволяющих однозначно судить и давать прогнозы о художественной одаренности ребенка. Разработка косвенных методов определения художественных способностей кажется наиболее целесообразной, если дело касается детей и подростков. Подобная диагностика может помочь выбору соответствующей деятельности, правильному самоосознанию, появляется возможность направлять развитие одаренного ребенка.

Таким образом, в «Южном Региональном Центре развития одаренности ЮФУ» планируются, разрабатываются и проводятся разнообразные тематические мастер-классы, тренинги, семинары. Происходит тесное взаимодействие и сотрудничество психолого-педагогического состава ЮФУ факультета Психологии, факультета Изобразительного искусства, отдела филологии и искусства ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО с одной стороны, и руководителей и преподавательского состава системы высшего и общего образования, представителей Южного Федерального округа и Северо-Кавказского округа, с другой стороны.