Общая информация о модуле

ИНВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Сегодня образование играет одну из ведущих ролей в жизни любого человека и, соответственно, занимает одно из центральных мест в социальной структуре общества.

В Рекомендации № 1248, относящейся к образованию одаренных детей, принятой Советом Европы 7 октября 1994 г. указывается на необходимость организации особого подхода при работе с одаренными детьми: «высокоодаренным детям должны быть предоставлены такие условия обучения, в которых они могли бы полностью реализовать свои возможности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества» [3].

В современных условиях высококвалифицированные и хорошо образованные специалисты являются стратегически важным и ценным потенциалом любой страны. Соответственно, образование представляет собой одну из главных сфер любого современного общества. Как указывает Темерева Н.В., образование «признается главным фактором развития интеллектуального потенциала страны, международной конкурентоспособности, а также фундаментальным условием осуществления гражданских, политических, экономических и культурных прав человека» [4]. Как и другие социальные и государственные институты, образование находится в постоянном развитии и постоянно подвергается функциональным, структурным и другим изменениям, что определяет особенности взаимодействия между собой различных уровней и структур образования.

Под взаимодействием общего и профессионального образования понимается процесс систематического обмена информацией, знаниями, опытом, духовными, социальными и иными ценностями для создания максимально благоприятных условий для обучения, развития и воспитания одаренных детей.

Среди основных целей взаимодействия общего и профессионального образования можно выделить как наиболее важные:

- воплощение государственных задач в соответствии с существующими потребностями региональных рынков труда в квалифицированных кадрах;

- обеспечение запроса населения в области образования;

- совершенствование самого образования как социального института и создание целостной интегрированной системы обучения «детский сад – школа – вуз», что позволит прослеживать успехи обучающихся в процессе развития и получения образования, создать «банк данных» наиболее одаренных обучающихся, а также совершенствовать преемственность форм и методов обучения и т.д.

Анализ современных психологических подходов к проблеме взаимодействия учреждений общего и профессионального образования по работе с одаренными детьми за рубежом позволил выявить некоторые общие характерные черты.

Во-первых, мировое сообщество признает ценность образования и необходимость развития и совершенствования различных видов и форм взаимодействия общего и профессионального образования в целом и в отношении одаренных детей в особенности.

Во-вторых, в связи с процессами глобализации и ускорения научно-технического прогресса современное общество испытывает постоянную потребность в получении новой информации, что с одной стороны изменило роли участников образовательного процесса, а с другой стороны, изменило отношение общества к получению информации: вместо «однократного» обучения возникает потребность в обучении «в течение жизни».

В-третьих, изменения, затронувшие систему образования, оказали непосредственное влияние на людей, занятых в образовательном процессе – регулярное повышение квалификации, стажировки, в том числе и за рубежом, использование новых образовательных технологий.

В-четвертых, организационные формы образовательной деятельности также претерпели значительные изменения: использование новейших достижений науки и техники, Интернет-технологий повлекло за собой разработку и создание новых методов и приемов обучения, что в свою очередь позволило существенно расширить границы образования и сделать его более доступным.

На основании сказанного можно заключить, что процесс модернизации образовательной системы является с одной стороны неизбежным следствием преобразования всего мирового сообщества в целом, а с другой стороны, является своевременным, закономерным и адекватным тем изменениям, которые происходят в современном обществе.

Особое место также занимает консультативная работа с родителями одаренных детей. Кроме того, во многих странах существуют специальные программы поддержки одаренных детей из малообеспеченных семей.

При работе с одаренными детьми, как на уровне общего, так и на уровне профессионального образования необходимыми элементами являются такие, как диагностика и мониторинг, включая влияние образования на развитие способностей одаренных и талантливых детей. Систематические исследования призваны способствовать созданию более эффективных программ по развитию как явной, так и скрытой одаренности с учетом национальных и культурных традиций обучающихся.

На основе проведенного анализа можно указать на некоторые ориентиры и точки роста для развития российской системы образования и повышения эффективности взаимодействия учреждений общего и профессионального образования по работе с одаренными детьми.

  1. Качество образования

Высокие стандарты качества образования достигаются не только за счет продолжительности обучения, но, главным образом, за счет внедрения новых образовательных технологий, дающих возможность подбирать группы обучающихся с равными способностями, позволяющие обучающимся самостоятельно регулировать темп и интенсивность обучения согласно из способностям и потребностям.

Высокое качество образовательных услуг достигается также за счет высокого материального субсидирования государством образовательных учреждений, а также тесной связи бизнеса и образования.

Наряду с этим, особое место также занимает обеспечение возможности для регулярного повышения квалификации преподавателей.

Высокое качество образования достигается за счет единых стандартов обучения, объективных процедур и методов его оценки, обеспечивающих достоверность и сопоставимость данных, легкость и свобода перехода из общего образования в профессиональное.

  1. Экономическая эффективность образования

Экономическая эффективность образования достигается за счет учета как интеллектуального потенциала и культурологических особенностей региона, так и его экономических и географических факторов, а также потребностей рынка труда.

Привлечение частного инвестирования образования возможно за счет научной разработки практико-ориентированных, отвечающих запросам данного региона проблем.

  1. Целостность системы образования

Взаимодействие учреждений общего и профессионального образования представляет собой целостную систему, в которой стираются четкие границы между разными уровнями образования, а отдельные их структурные элементы тесно переплетены и интегрированы друг в друга.

Работа по выявлению, развитию и поддержанию одаренных и талантливых детей ведется комплексно на протяжении всего периода обучения ребенка (от детского сада до аспирантуры),

Список использованных источников

  1. Аверьянов В.Т., Клюй В.В., Грошев А.Д. Интеграции содержания общего и профессионального образования Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V31/14.pdf

  2. Медведев Д.А. Послание Федеральному собранию РФ от 05 ноября 2008 года http://kremlin.ru/transcripts/1968

  3. Рекомендация № 1248, относящаяся к образованию одаренных детей, принятая Советом Европы 7 октября 1994 года http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/1.4.html

  4. Темерева Н.В. Региональная образовательная политика: совершенствование взаимодействия общего и профессионального образования в современный российский условиях. Автореф. дисс. … канд. социол. наук. – Саратов, 2005. http://www.dissercat.com/content/regionalnaya-obrazovatelnaya-politika-s...

 

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Практико-ориентированная часть «Художественное направление»

В феврале 2012 года, Жанной Юрьевной Кара, к.психол.н, доцентом кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии ЮФУ, Людмилой Валентиновной Куприяновой, учителем высшей квалификационной категории русского языка, литературы и мировой художественной культуры МБОУ СОШ № 64, методистом отдела филологии и искусства ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО; Еленой Владимировной Омельяненко, к.пед.н, доцентом кафедры изобразительного искусства, факультета изобразительного искусства ПИ ЮФУ, Михаилом Адольфовичем Фуксманом, кандидат искусствоведения, музыковед, доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, был проведён интегрированный мастер-класс «У встречных путей Прошлого и Будущего», посвящённый творчеству поэта-футуриста Велимира Хлебникова, который является частью международного арт-проекта «Вдохновлённые Велимиром» в рамках которого Донская государственная публичная библиотека организовала работу выставки «Хлебников и современное искусство». Художественная выставка и стала площадкой, на которой разворачивалось действие мастер-класса. Инициатором проекта являлся ФГАОУ ВПО «ЮФУ» осуществляющий данное действие в рамках работы «Южного Регионального Центра развития одаренности ЮФУ» под эгидой федерального проекта «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одарённости у детей и подростков на базе центра при крупном университете, расположенном в Южном или Северо-Кавказском федеральном округе» в разделе проведения мероприятий художественно-эстетического направления - художественная мастерская «Как прекрасен этот мир».

Данное мероприятие носило характер открытого урока (интегрированный мастер-класс) с участием школьников г. Ростова-на-Дону (МБОУ СОШ № 64), наглядное объяснение и демонстрация методов, технологий и способов работы для учителей и преподавателей, средних (общих), специализированных (РХТ им. Б.М. Грекова) и высших учебных заведений обычного и специализированного типа (ФГАОУ ВПО «ЮФУ»).

В рамках мастер-класса была проделана интересная работа, где рассматривались разные направления художественно-эстетического развития: психологический, литературный, художественно-изобразительный и музыкальный аспекты.

В мастер-классе приняли участие:

- учащиеся старших классов и учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64 города Ростова-на-Дону (МБОУ СОШ № 64);

- учащиеся очно-заочной школы одарённых детей Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ростовской области «Областной центр дополнительного образования детей» (ГБОУ ДПО РО ОЦ ДОД);

- студенты Ростовского художественного техникума имени М.Б. Грекова;

- студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВПО «ЮФУ»);

- слушатели краткосрочных курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы Ростовской области, обучающиеся в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО РО ИПК и ППРО) по программе «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России в процессе изучения курса “Основы православной культуры”»;

- слушатели свободного посещения.

Основными целями проведения интегрированного мастер-класса являлись: духовно-просветительские и ознакомительные задачи участников мастер-класса с эпохой «серебряного века» в области литературной, художественно- изобразительной, музыкальной в их целостной взаимосвязи в восприятии, с дальнейшей возможностью к побуждению, проявлению и развитию определённых личностных способностей.

Таким образом, в «Южном Региональном Центре развития одаренности ЮФУ» планируются, разрабатываются и проводятся разнообразные тематические мастер-классы, тренинги, семинары. Происходит тесное взаимодействие и сотрудничество психолого-педагогического состава ЮФУ факультета Психологnode/79ии, факультета Изобразительного искусства, отдела филологии и искусства ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО с одной стороны, и руководителей и преподавательского состава системы высшего и общего образования, представителей Южного Федерального округа и Северо-Кавказского округа, с другой стороны.