Кара Ж.Ю.

Кара Жанна Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, факультета психологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Образование:

  • Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт - Черчение и изобразительное искусство, преподаватель

  • Ростовский государственный педагогический университет - Магистр образования, педагог-исследователь

  • Ростовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования - Практический психолог системы образования

– Южный федеральный университет - Кандидат психологических наук (2008);

  • Доцент по кафедре общей психологи и психологии развития (2011).

Основные научные интересы:

Психология творчества и одарённости:

  • творческие способности;

  • вопросы порождения, трансляции и восприятия смыслов;

  • восприятие образов и установок из окружающего мира.

  • взаимосвязь «значения и смысла» и культуры (искусства);

  • художественная одарённость

Психология смысла:

  • формирование смысложизненных стратегий молодежи в различных жизненных контекстах;

  • особенности смыслообразования подростков;

  • взаимосвязь ценностных проявлений личности и особенностей восприятия;

Педагогическая психология:

  • педагогика творчества;

  • критерии развития интеллекта;

  • смысловые барьеры в познавательной деятельности.

Психология толерантности:

  • формирование безопасной поликультурной образовательной среды;

  • разработка и проведение тренинговых занятий по формированию толерантного сознания личности.

  • разработка методических рекомендаций по определению уровня развития толерантности;

  • составляющие толерантности и особенности их изучения и развития;

  • толерантность и интолерантность в молодежной среде вузов;

Основные курсы:

  • «Психология креативности»,

  • «Психология образа»,

  • «Педагогика творчества»,

  • «Психология толерантности»,

  • «Педагог-психолог в системе профессиональной деятельности»,

  • «Психологический практикум «Внимание и память»,

  • «Психология» для непсихологических факультетов и другие.

Связь научной работы с учебным процессом:

  • с 2009 года руководит научно-исследовательской и выпускной квалификационной работой студентов факультета психологии ЮФУ;

  • регулярно выступает рецензентом выпускных квалификационных работ по психологии ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет», НОУ ВПО «Таганрогский Институт Управления и Экономики», НОУ ВПО «Институт Управления Бизнеса и Права»;

  • регулярно выступает рецензентом на предзащитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук;

  • готовит отзывы на авторефераты на соискание ученой степени кандидата психологических наук;

  • регулярно принимает участие в региональных, всероссийских и международных научно-практических семинарах и конференциях;

  • регулярно повышает квалификацию в российских вузах;

  • регулярно принимает участие в грантовой деятельности факультета психологии ЮФУ;

  • регулярно принимает участие в информировании и презентации факультета психологии на выставках образования, фестивале науки.

Практические мероприятия:

  • Проведение интегрированного мастер-класс «У встречных путей Прошлого и Будущего», посвящённый творчеству поэта-футуриста Велимира Хлебникова, который является частью международного арт-проекта «Вдохновлённые Велимиром» в рамках которого Донская государственная публичная библиотека организовала работу выставки «Хлебников и современное искусство» (февраль 2012 г.).

  • Проведение семинара для преподавателей и специалистов высшего и общего образования по проблемам развития одаренности у детей, подростков и студентов «Образы эпохи: одаренность - дар или испытание» (художественно-эстетический профиль) (апрель 2012 г.).

Основные научно-методические публикации:

  1. Кара Ж.Ю. Художественное восприятие как компонент развития смысловой сферы личности / Методические рекомендации для студентов-психологов к курсу «Общая психология». Москва: Изд-во «КРЕДО», 2008. – 27 с.

  2. Кара Ж.Ю. Развитие художественного восприятия как смыслообразующего фактора. Тренинг для младших подростков / Методические указания для бакалавров-психологов. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2008. – 16 с.

  3. Кара Ж.Ю. Обучение изобразительному искусству как резус и фактор установок толерантного сознания у подростков / Методические рекомендации. Москва: Изд-во «КРЕДО», 2009. – 12 с.

  4. Кара Ж.Ю., Крутелёва Л.Ю. Исследование компонентов смысложизненных ориентаций старшеклассников разной познавательной направленности / Статья в сб.: «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки» Т.№ 5, Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический отдел Педагогического института ЮФУ, 2011г.

  5. Развитие творческих способностей: технологии интегрированного воздействия (Учебное пособие с грифом УМО / Под ред. И.В. Абакумовой, Ж.Ю. Кара.) – М.: Издательство «Кредо», 2012. – 92 с.

  6. Образы эпохи: одаренность – дар или испытание. (Учебно-методическое пособие с грифом УМО. / Научный редактор И.В. Абакумова.) – М.: Издательство «Кредо», 2012. – 104 с.

  7. Кара Ж.Ю. Особенности развития смыслообразования подростков в процессе художественного творчества / Статья в сб.: Российский психологический журнал, Т. 5, № 1. Москва, 2008, С. 97-99

  8. Кара Ж.Ю., Омельяненко Е.В. Взаимосвязь творчества и смыслообразования как путь развития креативной личности./ Статья в сб.: «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки» Т.№ 12, Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический отдел Педагогического института ЮФУ, 2010 г.

  9. Кара Ж.Ю. Формирование толерантности в процессе творчества / Статья в сб.: Российский психологический журнал № 6, Москва, 2010

  10. Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути ее развития. Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок». – Москва, № 6, 2011, 160 с.; С. 133-139.

  11. Кара Ж.Ю. Актуализация художественной одаренности. Материалы научно-практической конференции с международным участием «Одарённость: стратегия инновационного развития» 11-14 октября 2011 года. – Ростов-на-Дону, 2011, 240 c., С. 49- 56.

  12. Кара Ж.Ю., Омельяненко Е.В. Эффективные подходы в развитии творческой деятельности одаренных детей. III Международная научно-практическая конференция «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (22-23 ноября 2012 г., Россия, Ростов-на-Дону) – Ростов/Дону: Издательство РосИздат, 2012. – 378 с. - С.305-307