Вопросы и ответы - Педагогический модуль

О:

Здравствуйте Ирина Михайловна, большое спасибо за вопрос. Проблема межведомственного взаимодействия всех субъектов образования в решении вопроса обучения и развития одареннывх детей является важной и очень актуальной . Сегодня уже всем специалистам и даже  родителям очевидно, что создание развивающей образовательной среды для одаренных детей  должна решаться комплексно и интегративно.  В современной практике образования существуют разные походы к решению этого вопроса, так нашим коллективом специалистов были разработаны модели межведомственного взаимодействия специалистов общего, дополнительго и высшего профессионального образования.  На нашем сайте представлены: диагностическая, психологическая, технологическая, педагогическая  и другие  модели, вы можете более подробно ознакомиться с ними  в рубрике "Модели взаимодействия". Основной целью межведомственного взаимодействия является координация действий и ориентация на премственность в обучении и развитии одаренных детей на разных ступенях обучения. Что касается  участия гражданского общества в решении этого вопроса, то стоит обратить внимание, что социальная активность наших граждан начинает повышаться, это можно проследить на примере реализации разного рода проектов, куда привлекаются одаренные дети и молодежь в решении социально-значимых, научно-исследовательских и практических проблем  общества. По поводу ответственности, думаю что наиболее разумным является более активное участие гражданских институтов в организации межведомственного взаимодействия и повышение ответственности у каждого участника, привлеченного к решению этого вопроса.

С уважением Галина Павловна.

О:

Здравствуйте Ирина Михайловна!

Проблема развития математических способностей одаренных детей рассматривается разными специалистами. Психолого-педагогическая наука ведет активный поиск форм и методов обучения, оптимизирующих развитие математической одаренности.

 Математические способности - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. Указанная совокупность представляет собой единое качественно-своеобразное целое.

Развитие математических способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Следовательно, давать новые задачи необходимо не сами по себе, в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей. Система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям: 

 

  • возбуждать интерес к деятельности по их решению;
  • опираться на знания и опыт учащихся;
  • способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • строиться на междисциплинарной (интегративной) основе;
  • быть направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности;
  • учитывать уровни развития творчества.

Достаточно эффективным методом являются развивающие задачи. В решении задач развивающего характера, важным является этап поиска реше­ния, обладающий неограниченными возможностями для всестороннего разви­тия ученика.

Поиск плана решения задачи может осуществляться, во-первых, путем общего анализа, т.е. рассуждений «от вопроса к данным»; во-вторых, с помо­щью специальных алгоритмов и приемов анализа; в-третьих, с помощью пред­метной или графической модели (схемы) задачи, а также иллюстрации к ней. Существуют общие рекомендации и советы по осуществлению поиска реше­ния задачи. Основные из них: проанализировать содержание задачи и, если нужно, построить ее модель; распо­знать вид задачи, так как в результате можно получить готовый план ее ре­шения (метод, прием, алгоритм); сравнить задачу с ранее решенными зада­чами, если нужно, разделить задачу на части, сравнимые с ранее решенными задачами, к которым ее можно свести. 

Учителю необходимо в каждом конкретном случае профессионально подходить к построению и реализации учебного процесса, ориентируясь на личностный рост ребенка, учитывая индивидуальные особенности его психической деятельности, создавая позитивные перспективы развития личности ученика, организовывая личностно-ориентированную образовательную среду, позволяющую на практике выявлять и реализовывать творческий потенциал ребенка. 
С целью более глубокого знакомства с методами и премами обучения математике рекомендуем вам обратиться к следующим источникам, которые представлены в нашем модуле:

1.Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Методика обучения математике детей с особыми обрпазовательными потребностями: учебно-методическое пособие, Саратов 2009.-224 с.

2.Федотова Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми//Вестник НГУ. Серия: педагогика /Новосиб.гос.ун-т, 2008, Том 9, вып-1, с.51-56
 

С уважением, Екатерина Звездина