Словарь

1. Семья – это малая группа со всеми присущими малой группе атрибутами (свойствами); определённые размеры, структуру, нормы взаимодействия её членов и пр. Вместе с тем, семья имеет специфические особенности, которые отличают семью от всех других малых групп. Члены типичной семьи имеют единое место жительство, общие бюджет и хозяйство, они связаны между собой кровно-родственными отношениями и отношениями свойства. Семья нормативно задана, имеет закрытый характер, одновременно гомогенный и гетерогенный состав, семья полифункциональна. Члены семьи имеют длительную историю взаимоотношений; отношения между членами семьи официальны по форме и неофициальны по содержанию. В семье значительно изменилась структура власти, существенно выросло значение субъективного фактора в её развитии, преобразовались характер и содержание эмоциональных взаимоотношений в семье и связанных с ними ожиданиями.

2. К «кризисным» периодам («кризисам») развития личности традиционно относятьтя все возрастные кризисы: кризисы 1-го, 3-х, 7-ми, 11-ти, 14-ти и 17-ти, 18-ти лет жизни, а также «кризис середины жизни», «пенсионный кризис» и кризис, связанный с изменением социальных ценностей в обществе.

3. Кризисные периоды развития семьи: первый, пятый – седьмой, пятнадцатый, двадцатый – двадцать пятый годы супружества, на которые приходятся трудности (в том числе и психологические) соответствующих возрастов семьи.

4. «Клиентом» называется человек, получающий профессиональную психологическую помощь по собственной инициативе; «респондентом» («опрашиваемым») – человек, взаимодействующий с психологом по инициативе специалиста, например в научных целях.

5. Под основным контингентом клиентов будем понимать граждан, обратившихся за психологической помощью по поводу личных или семейных проблем, которые возникли у них в ходе естественного цикла жизнедеятельности личности и семьи. Это психически и соматически здоровые люди.

6.  К особому контингенту клиентов отнесём детей и взрослых, испытывающих специфические проблемы.

7.  Специфические особенности всех видов профессиональной психологической помощи: её добровольный характер, активное обращение клиента к специалисту и субъект-субъектность.

8. Стратегии профессиональной психологической помощи: основные (психологическое консультирование, психологическая коррекция и профилактическое психологическое консультирование) и вспомогательная (диагностическая, психодиагностическая).

9. Психологическое консультирование – одна из трёх основных стратегий профессиональной психологической работы психолога с клиентом, направленную на решение различного рода проблем, связанных с трудностями во взаимоотношениях. Целью психологического консультирования является оптимизация межличностных отношений клиента.

10. Психологическая коррекция – одна из трёх основных стратегий профессиональной психологической работы психолога с клиентами, направленная в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства его жизненных трудностей и проблем. Иногда употребляется термин психологическая, неврачебная психотерапия.

11. Психотерапия – это область, метод медицинского, вербального, психологического, немедикаментозного (нелекарственного) воздействия на психику, а через неё – на организм больного.

В медицине психотерапия подразумевает взаимодействие в диаде «врач – больной» с традиционным распределением обязанностей и ответственности. При этом у врача заведомо активная, у пациента – пассивная, объективная роль. Если больной, да ещё лечащийся у психотерапевта, следовательно, этот человек с дефектами сознания и, главное, ущемлённый в правах …

Во многих станах термин «психотерапия» используется и по отношению к деятельности профессиональных психологов. В западной, в англоязычной литературе он при этом сочетается с определением, которое прямо указывает на теоретические, методологические пристрастия (парадигму), в которых работает психолог; «гуманистическая психотерапия», «роджерианская психотерапия», «бихевиоральная психотерапия», «психоаналитическая психотерапия», «символдраматическая психотерапия», и т. д.

12. Профилактическое психологическое консультирование – одна из трёх основных стратегий профессиональной психологической помощи, суть которой состоит в составлении развёрнутого психологического портрета личности клиента, выявлении его уже сформировавшихся, сущностных и ещё формирующихся особенностей, которые имеют адаптивный и дезадаптивный потенциал, диагностируются психологические трудности (проблемы) клиента.

Психолог знакомит клиента с его психологическим портретом, отвечает на все его вопросы. В итоге клиент получает возможность оптимальным образом использовать достоинства и минимизировать недостатки своего характера.

Профилактическое психологическое консультирование как и другие стратегии профессиональной психологической помощи могут быть оказаны и семье в целом либо её отдельным членам.

Лишь эта стратегия помощи может предлагаться клиенту в опережение его активного запроса о таковой, так как она расширяет психологические потенции личности, способствует его личностному росту. Если клиент хочет, то работа с ним может быть продолжена в консультативной или коррекционной стратегиях.

13.  Практикующий психолог – специалист, имеющий высшее профессиональное образование психолога, специализирующийся в оказании психологической помощи клиентам – с помощью консультативной, коррекционной или профилактической консультативной стратегий, использующий традиционные, немедикаментозные, психологические, вербальные и невербальные средства воздействия на личность или группу людей.

14. Психологические ресурсы – это потенциальные возможности, средства, которые могут непосредственно использоваться личностью в целях оптимизации её адаптированности в социуме и большей эффективности функционирования. Понятие «психологические ресурсы» включает индивидные свойства человека, особенности его характера (воля, решительность, толерантность и пр.), которые служат источниками саморегуляции личности.